Вчера я вернулась из Милана, где мы записывали 2 новых видео-курса в рамках обучения стилистике для Итальянской школы моды и стиля. Новые курсы fashion стилист и fashion фотограф будут о том, как работать на съемках для журналов, как создавать рекламные фотосессии и каталоги дизайнеров, как делать съемки для портфолио.

В процессе записи видео-уроков итальянские стилисты делились со мной своими наблюдениями о мире моды в Италии и о том, как можно строить свою карьеру в модном бизнесе.

Предлагаю посмотреть на моду в Милане изнутри глазами итальянцев, которые там работают.

Fashion стилист: как строится карьера в Милане?

 

Стилист-персональный шоппер

В мире моды в Италии считается, что стилист проходит несколько этапов в своей карьере. Первая ступень- это персональный стилист, имидж-консультант или персональный шоппер.

На этом этапе стилисту достаточно владеть знаниями и навыками колористики, визуального корректирования фигуры, стилистики, основами модного бизнеса, навыками составления гардероба и знать основные модные тренды сезона. Этого достаточно, чтобы консультировать клиентов по стилю и составлять им гардероб.

Это, с одной стороны, базовая ступень, без который стилист не может двигаться дальше, и в то же время это ещё не модный бизнес. Fashion стилист в процессе своей работы продолжает консультировать отдельных клиентов, только если ему нужен дополнительный доход. Большая часть стилистов двигаются в своей карьере дальше.

Стилист в дизайнерских компаниях

Следующая более продвинутая ступень — это работа Fashion стилистом с дизайнерами и дизайнерскими компаниями. И именно на этом этапе можно говорить о том, что стилист попадает в мир настоящей моды. Здесь стилист участвует в съёмках и создании каталогов, лукбуков, рекламных кампаний коллекций одежды. Также стилист продумывает комплекты одежды и работает с моделями во время показов коллекций.

Стилист работает на проектах как фрилансер и не состоит в штате дизайнерской компании. Это связано с тем, что стилист со стороны может посмотреть на коллекцию и дать свежие идеи относительно того, как можно представлять одежду клиентам. Плохой знак, если производитель одежды использует для создания каталогов и лукбуков своих штатных дизайнеров или стилистов.

Параллельно на этом этапе стилист делает портфолио для моделей, персональные портфолио для актёров, певцов, также может работать стилистом для ТВ-каналов, для рекламы и видео-клипов.

Стилист для модных журналов

Более высокая ступень — это работа в модных журналах, когда стилист работает на  съемках с фотографами, селебрити и моделями, делает для журналов still life луки. Именно на этом этапе появляется возможность создавать креативные работы, и именно поэтому это одно из самых интересных направлений работы в моде.

Немногие стилисты доходят до этого этапа, т. к. здесь стилист должен кроме всего прочего владеть навыками fashion фотографии, знать о процессе проведения съемок, уметь отбирать моделей и подбирать им стиль, владеть основами пользования графических программ и основами визажа.

Любопытно, что стилист, работающий для модных журналов в Милане, считается более профессиональным, чем стилист, работающий для дизайнерских компаний. В некоторой степени это связано с тем, что например съёмки каталога для дизайнера это работа более техническая, чем креативная: стилист не должен создавать mood board или искать вещи для съёмок.

Известные журналы типа Вог Италия, Elle предпочитают работать с одними и теми же фотографами и стилистами, однако в большинстве других дизайнерских компаний и журналах в последнее время наметилась такая тенденция: периодическая смена команд креативных сотрудников, поэтому всегда есть возможность получить работу.

Однако основной доход fashion-стилист получает, работая в компаниях одежды или же с персональными клиентами.

Вы удивитесь, но журналы моды за съёмки стилистам платят мало либо совсем ничего не платят. Считается, что если твоё имя попало на страницы Elle Италия например, то для тебя это хорошая реклама, которой ты должен быть рад и без оплаты. В некоторой степени это правда. Многие дизайнерские компании смотрят сессии в модных журналах и если им нравится какой-то стилист, то связываются с ним и договариваются о работе.

Для примера: за 1 съёмочный день в итальянском журнале стилисту платят 100-200 евро, а при создании лукбука дизайнера 1000-2000 евро.

Вершиной карьеры стилиста в Милане считается работа fashion стилистом для люксовых брендов. Их гонорары могут достигать десятков тысяч евро.

Как стилисту попасть в мир моды в Милане?

Ни для кого не секрет, что моды- это мир творческих, очень креативных и необычных людей. В этом мире просто не бывает серых рабочих будней. Имеено поэтому так много людей хотели бы работать в моде. Как же туда попасть?

В Милане основные переговоры и поиски работы в модном бизнесе происходят через друзей и знакомых, которых приобретаешь во время участия в показах, after party, пресс-дней и съемок. Очень редко кто-то ищет стилиста через объявления в газете или на сайте. В мире моды все друг друга более или менее знают и предлагают друг другу работу на подобных вечеринках.

Начинающий fashion стилист должен постоянно посещать модные мероприятия и создавать сеть своих контактов как с журналами, с шоурумами, так и с дизайнерами, фотографами или визажистами. Также он должен постоянно участвовать в съёмках и пополнять своё портфолио. Сначала такие съёмки будут тестовыми, когда все (включая фотографа, модели или визажиста) работают за бесплатно. Потом, если стилист делает хорошие работы, его стилиста начинают приглашать на съёмки модельные агентства, фотографы и журналы.

Если вы ориентированы на экономическую составляющую в самом начале своей карьеры, то мир моды вас разочарует — это то правило, о котором постоянно говорят в Милане.

Несмотря на то, что попасть и работать в мире моды в Милане достаточно сложно, есть одно большое исключение. Если вы талантливы и делаете действительно интересные проекты, то с вами обязательно захотят работать как журналы, так и дизайнеры. И здесь не особо будет иметь значение факт, имеете ли вы друзей или нет. Проблема мира моды в Милане в том, что талантливых и креативных людей очень много. А с кризисом, когда количество предложений работы меньше, чем количество желающих работать, работу получают только самые талантливые и креативные.

Когда я общалась с итальянскими fashion стилистами, то многие из них говорили мне, что мир моды совсем не похож на сказку, как его себе некоторые представляют: ты работаешь иногда днём и ночью на показах или съёмках, клиенты не всегда довольны результатами, не всегда просто найти новые проекты, не всегда все твои креативные идеи получается реализовать, бывают сложности в установлении контактов с журналами и шоурумами, необходимость постоянно учиться и практиковаться.

И всё равно, на мой взгляд они немного лукавят. Брифинг о съёмках в ресторане, переговоры о будущей работе на модной вечеринке, работа в команде в студии с творческими людьми, возможность придумывать и реализовывать креативные идеи — всё это кажется таким интересным!

И разве по сравнению с ежедневной монотонной офисной работой за рабочим столом и компьютером с таблицами, цифрами и кипами бумаг такая работа в моде не выглядет если не сказочной, так совершенно небанальной и нескучной?.