Совсем недавно одна из абитуриенток нашей итальянской школы имиджа и стиля онлайн, которая собиралась начать у нас учиться, спросила меня, в чем ключевое отличие итальянского подхода к изменению стиля человека от русского подхода.

Чем отличается то, как работает русский стилист с клиентом от того, как работает итальянский стилист?

Отличий очень много, причем многие из них фундаментальные.

Многие различия связаны с тем, что сами по себе от природы итальянцы лучше чувствуют стиль, гармонию цветов и форм в одежде, им не нужно использовать сложные типологии и методики, чтобы создавать образ. И в то же время такой подход работает: не зря в Италии сконцентрировано такое большое количество людей, которые создают моду для всего мира.

Думаю, вам будет любопытно узнать некоторые особенности итальянского взгляда на создание стиля и изменение имиджа человека.

Менять ли полностью стиль человека?

У нас в стране очень популярны такие тв-передачи, где берут женщину-«дурнушку», запустившую себя, и кардинально меняют ее стиль. Из Золушки превращают принцессу.

Обычно все вещи в гардеробе и вкус в принципе такой женщины подвергаются жесткой критике, а новый имидж создается исходя из видения стилиста о том, какая должна быть эта женщина. Часто даже и не спрашивают мнения женщины, а просто говорят, что так будет лучше.

Я даже слышала, что в одной из московских школ имиджа и стиля преподаватели говорят об изменении имиджа примерно так:

Если клиентка не принимает предложенный образ стилистом, ее нужно убедить и правильно презентовать этот имидж. Потому что «если не менять кардинально образ, то зачем вообще тогда платят стилисту».

Взгляд итальянских стилистов на это совсем другой.

Образ для клиента обычно не стремятся менять кардинально. Исходят из того стиля, который для человека близок и понятен. Если женщина, например, всю жизнь носила спортивные вещи и вообще по характеру активна, энергична и подвижна, то нет смысла одевать ее в романтический одежду. Даже если стилист видит, что для ее типа фигуры и лица такой стиль очень подходит, даже если считает, что для должности, которую она занимает, должен быть другой стиль. Проблема в том, что клиент купит предложенные стилистом вещи, но потом опять вернется к привычному гардеробу.

Почему так происходит?

Немного психологии:

Одежда для людей- это как вторая кожа, которая также выражает внутреннее состояние человека. И если вторая кожа будет не соответствовать внутреннему состоянию человека, то возникнет неконгруэнтное состояние. По простому: несоответствие между внутренним и внешним состоянием человека. Она например внутренне быстрая, деловая, жесткая, а внешне одета в женственно-романтический вещи с кружевами.

Стилист выбрал одежду для клиента и забыл, а человеку жить потом с этой одеждой каждый день. Несоответствие будет не только причинять дискомфорт этой женщине, но его будет видно.

Человека в неконгруэнтном состоянии мы бессознательно воспринимаем как: «как-то не так одет», «некрасивый», «ему не идет эта одежда».

Именно поэтому, если человек хочет изменить свой стиль, то итальянские стилисты работают от внутреннего состояния клиента и исходят из его пожеланий и предпочтений. В этом случае они корректируют общий образ клиентки исходя из цветовых гармоний, из модных трендов, из правил композиции и стилей, из недостатков фигуры, которые необходимо замаскировать.

Фигура стилиста

Первое, что замечаешь, когда общаешься с опытным русским и итальянским стилистом-имиджмейкером — это различие в презентации себя. Итальянцы в большинстве своем очень простые, без пафоса, без стремления выглядеть как-то необычно и оригинально. Это особенно видно в их одежде. Обычные джинсы, пальто, балетки или ботинки, свитер или рубашка. Выглядят сдержано, неброско и в то же время стильно. Считается, что когда стилист работает с клиентом, он должен выглядеть максимально нейтрально и сдержано. Его собственный стиль не должен ни коем образом влиять на выбор клиента.

Как одеваются некоторые русские стилисты?

Обычно это мега-креативные вещи, что-то очень яркое и заметное. Часто кстати это сопровождается и эксцентричным поведением. Всё как будто говорит — посмотрите, я модный, я работаю в моде!

Возможно, объяснение этому — запрос со стороны клиентов. Наши люди не поверят, что человек разбирается в моде, если он не будет выглядеть оригинально. Как сказала мне как-то одна женщина, которая собиралась на шоппинг в Милан: «ваш стилист должен быть соответствующе одет, а иначе как мы поймем, что он хороший».

Правила и принципы подбора стиля

Еще одно отличие подхода русских стилистов в работе с клиентами от подхода итальянцев — это методики. У нас, например, колористика и стилистика так перегружены типологиями, правилами и методами, что иногда не то, что клиент, даже стилист сам до конца не может их понять.

Когда-то я пыталась разобраться в популярной у нас теории цветотипов внешности по принципу времен годов. Если по началу все было более или менее понятно, то когда пошли подразделения на типы лето контрастное, лето яркое, лето светлое, весна ранняя или весна поздняя, я окончательно запуталась. Огромное количество форумов пестрит просьбами понять, весна она, зима или лето. На подобной теории у нас выстроили огромную коммерческую структуру: определить свой цветотип стоит 2000 рублей, подобрать палитры для цветотипа еще 2000 рублей.

Любопытно, но среди всех итальянских стилистов, с которыми я когда-либо общалась, никто не слышал про эту типологию времен года. Метод подбора цветов в одежде и макияже по типу внешности человека у итальянцев очень простой и понятный.

Вообще, итальянских подход в изменении имиджа и стиля человека более гибкий. Здесь нет жестких правил тех цветов, форм и стилей, которые подходят или не подходят человеку. Нет жёстких ограничений в том, как можно и как нельзя комбинировать одежду. Есть определённые природные гармонии, общие принципы, которые ты должен использовать, но также очень много простора для твоего творчества.

И вы знаете, мне такой подход очень нравится!

P.S. на фото наш итальянский стилист Cristiana