10 фактов о Вячеславе Зайцеве
Первый советский дизайнер, который открыл собственный Дом моды, поработал на Западе и запустил собственную парфюмерную линию в Париже. Таким мы запомним Вячеслава Зайцева.
Слава Зайцев был и остается певцом русского стиля.
Его головные уборы почти всегда напоминают папахи, кубанки или кокошники, а любимые орнаменты — буйные крестьянские цветы или геометрические вышивки.
Картины Зайцева неоднократно показывались на выставках в странах Европы и США.
Интересен факт, что в Третьяковской галерее выставлено 5 работ мастера.
В нашей статье собрано несколько фактов из жизни русского гения моды.
Детство
Первые годы жизни Вячеслава прошли без отца. Шла война и он ушел на фронт.
Во время войны им еле хватало денег на пропитание.
«Вячеслав пишет: Жили мы очень бедно, одевался я в детстве в то, что отдавали маме соседи, у которых она убирала. И эта нищета оставила свой отпечаток недаром я всю жизнь очень бережлив.»
Их дом ограбили и они остались без средств.
«Когда мать заболела, начал просить милостыню, чтобы прокормить семью.»
Первая коллекция
На швейную фабрику в город Бабушкин он попал по распределению после института.
Первую коллекцию, состоявшую из ярких телогреек, цветных сапог и юбок, сшитых из павлопосадских платков, Зайцев придумал для работниц области и села в 1963 году.
После бурного обсуждения коллекция модельера была отвергнута методическим советом.
Зато вскоре ее опубликовал французский журнал »Пари матч» с заголовком »Он диктует моду Москве».
После этой статьи на фабрике был товарищеский суд, и Вячеслава сняли с художественного руководства и перевели в цех, работать на массовом производстве.
Когда он работал в Доме моделей на Кузнецком Мосту, ему не нравилось, что всегда комиссией отвергались оригинальные модели.
Он пишет: «А ведь у нас для массового производства одежду делали
не плохие художники.»«Правда, всего несколько моделей в месяц это было ужасно мало. И самое печальное, на изготовление пальто давали всего двадцать минут. Я уговаривал: можно придумать какие-то детали и уложиться по времени. Но они всё равно делали по-своему: кусок меха на плечах, три дырки и два шва, понимаете? Три дырки это для рук, для головы, и два шва по бокам. Всё! Чего же удивляться, что все становились как из одного инкубатора.»
О сыне
«Я не хулиганил, — вспоминает Егор, сын модельера. — Но так получилось, что был между домашними мальчиками и теми, кто с урока без раз решения курить выходил. Словом, вызвали папу, думая, что он сделает мне внушение…»
«Когда ему стали жаловаться, он посмотрел на самую активную учительницу и сказал: «А вы знаете, что с вашими лицом и фигурой нельзя носить мини-юбку?»
«В школе тут же поняли, что папа еще хуже, чем я, и больше к нему не обращались.»
Дружба с Карденом
В 1965 году из Парижа приехал Пьер Карден.
Он попросил показать Зайцева свои эскизы и они ему понравились.
Есть фото где сидят Зайцев, Пьер Карден и Марк Боэн — дизайнер дома «Кристиан Диор».
В Париже вышла газета с этой фотографией, а статья называлась «Встреча королей моды».
Потом Карден не раз ещё приезжал в Москву, Вячеслав помогал ему открывать бутики, давал для съёмок своих манекенщиц.
В начале 80-х Карден прислал Зайцеву ткани — роскошную тафту, чёрную органзу… Первую коллекцию в Доме моделей в 1982 году он сделал из них.
Театр
Зайцев создал фантастические костюмы для спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Вячеслав пишет: «Андрей Миронов должен был играть главную роль цирюльника Фигаро.
Я придумал ему три костюма: белый, чёрный и красный с золотым шитьем и украсил их маленькими круглыми зеркалами.
Это была гениальная идея. В них отражались зрители, и в то же время они пускали на лица людей в зале солнечных зайчиков.
Понимаете, идеи все возникают совершенно неожиданно, откуда-то сверху идут идеи, от бога. Поэтому я не могу объяснить, почему я создаю эти модели, а не другие. Это искусство. Оно существует помимо меня…»
Почетный житель Парижа
В книге »Мой Дом» Вячеслав Михайлович вспоминает, что после приезда из Нью-Йорка он познакомился с Мари-Луизой Карвен — знаменитым дизайнером, которая приехала в Москву в декабре 1987 года.
«Славочка, а почему вы не показываете это в Париже?» «Не приглашают», — отвечаю. «Ничего, я смогу это организовать»
И уже в январе 1988 года прошел триумфальный показ коллекции »Русские сезоны в Париже» в театре Мариньи.
Успех был настолько ошеломляющим, что уже вскоре мэр Парижа, будущий президент Франции Жак Ширак вручил Зайцеву диплом и медаль почётного жителя Парижа.
Балахон Пугачёвой
Не все знают, что сценический образ Пугачевой придумал Зайцев.
Пишет:
«Алла всегда очень легко поддавалась на любую провокацию с моей стороны, потому что знала, что я никогда не сделаю плохо, безвкусно. Как появился балахон?
В то время, скажем так, в силу специфики своей фигуры, она не могла носить облегающую одежду.
Поэтому пришлось пойти по линии балахона. И в этой одежде у нее появилось то ощущение полёта и свободы, которые у неё всегда были внутри.
Алла раскрылась, стала стильной, ей стали подражать очень многие певицы.»
Напутствие дизайнерам
«Меня часто спрашивают, как стать дизайнером?
Нужно изучать историю цивилизации, историю костюма!
Когда я был студентом, целыми вечерами просиживал в библиотеке, читал об искусстве Древнего Египта, Индии, Ирана, Японии, Китая.
Делал копии с картин моих любимых художников Возрождения.
В итоге всю историю пропустил через своё сознание, мозг и руки».